XIX век в европейском искусстве

Становление буржуазного строя привело к появлению нового героя — человека третьего сословия. Все четче стала высказываться, по словам Эмиля Золя, «тенденция искусства к натурализму». Искусство 1830-1850-х гг. «низводило» мир до обыкновенности, конкретности вместо того, чтобы возвеличивать окружающую действительность. Поэтому возник новый стиль — реализм далеко не сразу был принят обществом. Понятие реализма было сформулировано Же. Шанфлери в литературе, а Гюставом Курбе, который прославился картинами «Дробильщики камня», «Похороны в Орнане», «Здравствуйте, господин Курбе!», в изобразительном искусстве. Ведущими принципами реализма становятся объективное отображение существенных сторон жизни, воспроизведение типичных характеров и ситуаций, преобладает интерес к проблеме личности и общества. При этом преимущество отдается формах самой жизни.

Тема «маленького человека», его страданий и бед, которая была уже отражена в творчестве сентименталистов, была подхвачена писателями-реалистами. Эта тема захватывает всю европейскую литературу: (Чарлза Диккенса в Англии, Жорж Санд, Стендаля, Оноре де Бальзака, Виктора Гюго, Гюстава Флобера во Франции). На страницах романов и поэм ряд принцев и королей изменяет обездоленных класс. Противопоставление богача и бедняка как величайшее социальное зло века стало предметом изображения реалистов. Можно сказать, что все тридцать томов сочинений Ч. Диккенса (1812-1870) посвящен описанию социальных контрастов. В его романах действуют, по сути, только две категории людей: злодеи и добрые люди. К первым, как правило, принадлежат богачи, а ко вторым — бедняки. «Ум и благородство чувств зажаты погоней за наживой и прибылью», — констатирует писатель. Гнетущее чувство вызывает облик индустриальных городов, описанный Диккенсом («Холодный дом»).

Брак и положение женщины в семье — основная тема романов писательницы Авроры Дюпен, которая выступала под мужским псевдонимом Жорж Санд (1804-1876). Трагические судьбы женщин, лишенных каких-либо прав и вынужденных подчиняться законам общественной морали («Индиана», «Валентина», «Лелия», «Консуэло» и др.), вызвали сочувствие у современников. Женский вопрос как важное социальное явление был актуализирован и поставлен перед европейской общественностью.

В. Гюго (1802-1885) был убежденным демократом и в своих произведениях боролся с любыми формами нарушения прав человека. «Я ненавижу всякое притеснение, а на земле стонут народы под тяжким игом. Когда я вижу, как мучается Греция под пятой Турции, как умирает окровавленная Ирландия, как Австрия своей палкой, постыдным и тяжелым скипетром ломает крыло венецианского льва, как Вена держит в своих когтях Милан — о, тогда я проклинаю всех тиранов, я чувствую, что поэт — их судья. Тогда я бросаю нежные песни и привязываю к своей лире медную струну». Бунт против тирании высказался в его пьесах «Марион Делорм» и «Эрнани». Антиклерикальными и антимонархическими настроениями проникнуты исторический роман Гюго «Собор Парижской Богоматери». Демократические идеалы нашли свое отражение в его романах «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется».

Современники не признавали Стендаля (1783-1842), хотя, как потом писала пресса, «никто еще так резко и прямо не говорил всей правды о французах, как Анри Мари Бейль (настоящее имя Стендаля). Горькая правда его речей пришлась не по вкусу читателям, и сочинения его расходились довольно туго». В романах «Красное и черное», «Пармская обитель» писатель стремился воспроизвести, не преувеличивая, реальные факты жизни. Стендаль отмечал, что «роман — это зеркало, которое наводишь на большую дорогу. Оно отражает то небесную лазурь, то грязь дорожных луж».

Жители XIX века имели возможность наслаждаться предметами искусства и музыкальными произведениями современников только находясь с ними рядом физически. Нам же повезло немного больше, у нас есть возможность созерцать тысячи картин в онлайн-галереях, мы можем купить плеер, скачать и прослушать музыку бесплатно, в удобной домашней обстановке, не посещая концерт или в музей.

Оноре де Бальзак (1799-1850) в «Человеческой комедии» — прозаической эпопеи, которая состояла из 90 романов и рассказов, представил панорамную картину жизни Франции XIX века. Писатель поставил перед собой грандиозную задачу — «дать всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни, ни одного типа, ни одного мужского или женского характера, ни одной профессии, ни одной житейской формы, ни одной социальной группы…». Бальзак с одинаковой силой сумел показать и то, как буржуазное общество ломает судьбы людей, как в погоне за прибылью мельчают души; и нравственную победу отдельных личностей, которые сумели остаться людьми среди стяжательства, корысти, эгоистических расчетов и политического честолюбия.

Г. Флобер (1821-1880) в романах «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств» ошеломил публику жестокой правдой. Общество увидело в нем равнодушного бытописателя, который попирает моральные устои. Но реализм его творчества был настолько разителен, что даже в карикатурах его изображали вооруженным пилой, ножницами и лупой, отдавая дань его склонности «анатомировать» современную ему жизнь. Г. Флобер всю жизнь мечтал о прекрасном, но, не веря в счастье, с жестоким упорством заставлял себя описывать пошлость и грязь, так презираемые и ненавидимые им.

Старшим современником реалистов был блестящий художник Жан Энгр (1780-1867). Представитель академизма, он считал своим учителем Рафаэля и даже искренне верил в то, что живет на три столетия позже, чем ему принадлежит. Же. Энгри был непревзойденным мастером композиции, строгого и тонкого рисунка, правдивых, острохарактерных портретов.

Проза жизни становится частью изобразительного искусства. Оноре Домье (1808-1879) прославился не только сатирическими литографиями и острогротескными карикатурами на правящую буржуазную верхушку и мещанство, но и как талантливый художник, который явился основоположником критического реализма в изобразительном искусстве Франции («Дон Кихот», «Французское правосудие»). Реализм Домье окрашен в сатирические тона, художник стремился к точной передаче событий сегодняшнего дня в сатирических сюжетах и образах. Он был одним из первых художников, которые сделали своим героем человека из народа («Вагон третьего класса», «Прачка»).

Постепенно пейзаж начинает доминировать над остальными жанрами, противопоставляя обывательскому миру мир поэзии окружающей природы — простой и естественной. В традициях этого жанра работали К. Каро, Т. Руссо, Х. Мишель.

Автор текста: Н. В. Соколова

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.