Возникновение славянской культуры в средневековье

Славяне, относясь к индоевропейской языковой семье, представляют одну из ветвей древних ариев. Их миграция из района формирования арийского этноса относится, по-видимому, к I тыс. к н. э. Продвигаясь по Европе, праславяне осели в районе Карпат, откуда, в свою очередь, стали расселяться практически по всем направлениям. Так сложились три ветви славян: западные, южные и восточные. Упоминание о славянах можно найти у античных авторов, в письмах и воспоминаниях арабских и еврейских купцов и в европейских хронистов. Все они называли жителей восточноевропейского региона по-разному. Так, Геродот говорил о скифах-пахарях. Также можно встретить названия антов, склавинов, венедов.

Происхождение самого термина славяне не выявлено до конца. Возможно, оно восходит к понятию «слово», то есть к славянам относили всех тех, кто говорил на понятном языке, а все не славяне были «немцами» — немыми, с которыми на общедоступном языке говорить было нельзя. Выдвинуто и такое мнение, что так как основным экспортным товаром у славян были рабы (по-английски раб — slave, по-немецки — sklave, по-французски — sklavin и т. д.), то им и дали название по преобладающим товара, который они поставляли на мировой рынок.

Восточные славяне заняли территорию от Вислы и Одера на западе до верховьев Волги на востоке; на севере они продвинулись почти до Балтийского и Белого морей, вероятно, смешавшись с финноугорским и балтийском этносами, а на южных рубежах были прекращены кочевниками на границе степной зоны. Можно назвать различные племенные объединения восточных славян: дреговичи, древляне, поляне, уличи и т. д., включали в себя 100 — 200 отдельных племен. Всего племенных соединений (союзов) насчитывалось до полутора десятков. О многочисленности славян упоминал и араб Масуди (X в.), отмечая, что «славяне составляют многие племена и многочисленные роды».

Восточные славяне были оседлыми земледельцами. Из-за того, что они жили в лесной зоне, где было мало или практически не было вовсе территорий, готовых под пашню, а погода не всегда способствовала земледелия, им приходилось буквально отвоевывать каждый метр земли у леса. Изначально на заранее размеченном участке срубали деревья и кустарник, выкорчевывали пни, затем давали валежнику просохнуть, а потом сжигали. На данной площади высаживались трава, при этом зола использовалась как неплохое удобрение. Такой метод земледелия носит название подсечно-огневого. Обработанный таким образом участок давал сносный урожай в течение 3-5 лет, а затем он истощался и необходимо было переходить на новый.

Из-за плохой почвы славяне были вынуждены приспосабливать под земледелие все новые и новые территории. Так, византийский историограф Прокопий Кесарийский отмечал, что «живут они (славяне. — М. С.) в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все по большей части меняют места жительства». До основных зерновых культур, которые культивировались восточными славянами, можно отнести рожь, овес, просо. Выращивались также и технические культуры — лен, конопля, которые служили для извлечения масла, а также для производства нитей, из которых ткали полотно. Славяне были неплохими огородниками, выращивали репу, горох, бобы, свеклу, брюкву. Но они почти не знали садоводства. Ягоды: малину, смородину, клюкву, чернику и др. — заготавливали, собирая их в лесах. К присваивающим формам ведения хозяйства можно отнести бортничество (сбор меда диких пчел), охота и рыболовство.

Славяне знали множество ремесел. Так, используя залежи местной железной руды, они развивали кузнечное дело, дифференцировавшееся на производство орудий труда, быта и оружия, а также и ювелирное дело. Известны бронзовые изделия с многоцветной эмалью, найденные на север от Киева. Кроме того, достаточно было высоко развито в ролях: найдены серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами, а также сложные многофигурные композиции из серебра, которые изображали людей, различных животных, птиц и змей. Восточным славянам были известны и гончарный круг и ткацкий станок.

На основе ремесленных поселков стали появляться зачатки городов: тверди и гряды. Все более комфортными становились и жилья. Все чаще они возводились из дерева, от землянок и полуземлянок в I тыс. н. э. стали переходить к избам (сначала в северных районах, а затем и в южных). Под одной крышей было принять содержать не только жилые помещения для людей, амбары, но и сарай. Топились избы «по-черному»: специальных труб-дымоходов не было. Окна затягивались бычьими волдырями, в домах знати их заменяли кусочки слюды. Дома знатных славян, как правило, украшали затейливой резьбой.

У восточных славян в дохристианский период, по-видимому, было многоженство, так как частые упоминания «деда с бабушками». Существовал в некоторых местах обычай сожжения вдов вместе с умершим мужем. Но необходимо отметить, что складывалось и моногамная семья.

У славян в догосударственный период было письмо — резы и черты, возможно, славяне переняли и модифицировали руническое письмо, которое было у жителей Скандинавии. В VII-VIII вв. назрела необходимость в письменности. Славянские князья, которые находились на службе у византийских императоров, начали приспосабливать для своих нужд буквы греческого алфавита. В середине IX в. миссионер Кирилл (Константин) Философ видел в Херсонесе богослужебную книгу, написанную «руськыми письмены». Но уже с IX в. начинает распространяться и кириллица, созданная братьями миссионерами Кириллом и Мефодием.

Восточные славяне были язычниками, они почитали своих предков, и преклонялись перед силами природы. Славяне одухотворяли (анимизм) и олицетворяли (фетишизм) всю природу. В русских народных верованиях долго сохранялись следы культа Матери — сырой земли, олицетворявшегося в образе женского божества плодородия. Существовала также традиция почитания камней, наделявшихся сверхъестественными свойствами. Столь же древними объектами поклонения были вода и огонь, которым приписывали очищающее и охраняющее действие. Почитали славяне и животных. Отголоски этих древних культов проявляются в масленичных инсценировках ряженых, одетых в звероподобные или звериные маски: медведя, лошади, курицы, козы, журавля и т. д.

Автор текста: Н. В. Соколова

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.