Влияние христианства на становление славянской культуры

Для имитaции стaринныx вeщeй и кaртин сoврeмeнныe xудoжники испoльзуют спeциaльныe дeкoрaтивныe крaски, при пoмoщи кoтoрыx мoжнo имитирoвaть пoчти любую пoвeрxнoсть, oт дeрeвa и мeтaллa дo шeлкa и бaрxaтa. Здeсь слeдуeт oтмeтить внeшнюю стoрoну выскaзывaния Влaдимирa, чтo «питиe eсть вeсeлиe Руси». Oчeвиднo, чтo Влaдимир вел серьезные разговоры на религиозные темы с представителями различных конфессий, отголоски этого можно найти в летописях. Но все же изначально Владимир склонялся к христианству, так как Русь стремился к Европе гораздо больше, чем к Азии. В Киев, Новгород, Смоленск приезжала достаточно иностранцев. Владимир последовательно отверг иудаизм и ислам. Первый потому, что у представителей этой религии не было собственного государства, а последний за то, что Мусульмане не должны пить спиртных напитков. Своеобразным ритуалом в Древнерусском государстве стали совместные трапезы князя и дружинников — бали, они превратились в традицию, обычай, и отказаться от этого без потери части княжеского авторитета было невозможно. Поэтому и выбор, по всей вероятности, мог быть только между Римом и Константинополем. Многие иностранцы оставались там на долгое время. Об этом свидетельствуют названия кварталов в крупных городах, где было разрешено жить иностранцам, — гостиные дворы. Несмотря на то, что существует предание о выборе Владимиром религии для Русского государства с иудаизма, ислама, западной и восточной моделей христианство, мало вероятно, что Владимир посылал послов в разные страны для того, чтобы они познакомились поближе с особенностями и характеристиками той или иной религии.
Великий князь Владимир I (980-1015) прекрасно понимал роль и значение религии как силы, которая укрепляет и поддерживает центральную власть в государстве. Первоначально Владимир пытался создать четкую иерархию среди языческих богов древних русичей, такой пантеон, который бы отражал властную светскую иерархическую структуру. Он, возможно, интуитивно стремился поставить одного главного бога над всеми, подобно великому князю, который стоит над другими родовитыми боярами.
В Библии говорится, что «всякая душа да повинуется владыке, власть имеет; нет власти кроме как от Бога: тот, кто противится власти, противится Божьему повелению». Кроме того, монотеистическая религия как бы подталкивала к единодержавию, что было необычайно важно для Киевской Руси, где центральная власть всегда была достаточно слабой. К внешнеполитическому аспекту нужно отнести стремление Руси влиться в европейскую семью народов как равноправное государство. Можно выделить две основные причины необходимости принятия христианства: внутреннюю и внешнюю. Любые выступления против власти и неповиновение рассматриваются как богопротивное дело. Такое государство не могло быть языческим или, другими словами, варварским. Первая сводится к тому, что христианство поддерживала и укрепляла центральную власть.
Практически весь цивилизованный мир исповедовал монотеизм, и только русичи — многобожие. Но язычество уже не устраивало внешнеполитическим интересам. Таким богом был Перун. Практически все европейские государства к тому времени приняли христианство, большинство азиатских стран, с которыми Русь граничила, вошли в орбиту исламского мира. Идолу, изображающему Перуна, установленного на одном из холмов в Киеве, даже позолотили усы и посеребрили волосы.
988 год считается официальной датой принятия христианства на Руси. Но политические цели пришли в противоречие с династическими, что, пожалуй, на год или два задержала принятие (введение?) христианство на Руси. Византия сама активно насаждала христианство в варварских странах, которые попадали в орбиту ее политического влияния. Считается, что Владимир, который получил при крещении имя Василий, крестился в Херсонесе, который он захватил в Византии, в 988 г.
Русские князья стремились породниться с императорскими династиями Византии и, таким образом, пытались показать преемственность власти на Руси от императоров Древнего Рима, перебросить династический мост между античностью и Киевской Русью. на Афоне в Византии был основан русский монастырь, который стал одним из вождей русско-византийских культурных связей. Широкий доступ на Русь для высокой византийской культуры был открыт. В начале XI в. Связи между Русью и Византией были практически прекращены после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г., а вскоре прерваны после разорения Киева татаро-монголами в 1240 г. Русь активно перенимала византийский опыт в зодчестве, живописи, литературы, многих ремеслах.
Постоянные контакты между восточными славянами и Византией начинаются с VI в. Всего было 8 войн между Киевской Русью и Византией. Византийцы брали в свою армию представителей восточных славян. Но с Византией Русь связывали гораздо более крепкие многовековые узы, чем с Римом. Олег и Игорь, Святослав и Владимир, Ярослав Мудрый пытались отстаивать экономические интересы Русского государства силой. Ежегодно прибывали купцы из Киевской Руси и до осени вели оживленную торговлю в Константинополе. Поэтому, остановившись на восточном христианстве, где необычайно красивыми были ритуальная часть и «ангельское пение», Владимир отклонил его западную модель. Были и военные конфликты, когда славяне нападали на черноморские владения Византии. Доступ на рынки империи был получен после договора 860 г.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.