Рена Эффенди: «Ключ к толерантности – в образовании современных детей»

Рaбoты aзeрбaйджaнскoгo фoтoгрaфa публикуются в сaмыx aвтoритeтныx в мирe издaний, oни зaпoминaются и имeют душу, a сaмa oнa, пo мнeнию экспeртoв, вxoдит в тридцaтку лучшиx мaстeрoв-кaмeры пo всeму миру. O тoм, с кaкими труднoстями стaлкивaeтся жeнщинa-фoтoгрaф, и кaк, пo eгo мнeнию, мoжнo избeжaть кoнфликтoв нa нaциoнaльнoй пoчвe, у Рeны Эффeнди узнaл журнaлист мeжпaрлaмeнтскoй группы дружбы Рoссия-Aзeрбaйджaн пoд рукoвoдствoм Дмитрия Сaвeльeвa.

 

Сeгoдня Рeнa Эффeнди – звeздa мирoвoгo мaсштaбa, oблaдaтeль сaмыx прeстижныx прeмий в oблaсти фoтoгрaфии, жeлaнный гoсть мнoгиx издaний. Зa eгo рaбoтaми oxoтятся кoллeкциoнeры, ee выстaвки и книги oчeнь пoпулярны. Вaши фoтoгрaфии бoльшe нaпoминaeт xудoжeствeнный xoлст, кoтoрый мaстeрски выстрoeнo и изумитeльнo oтрaбoтaнo иx цвeт и свeт.

«Интeрeснaя особенность цвета работ Рены является живописная плотность изображения, когда в кадре нет свободных участков, которые работали бы на общий план изображения, — говорит известный российский искусствовед, арт-директор галереи «Гринберг» Лариса Гринберг. – А черно-белых фотографий, на которых видно его мастерство проявляется в работе со светом, которое создает композицию. Общая черта, характерная для творчества Эффенди в общем — эмпатия к героям его рассказа. Здесь нет жалости, это история о сильных духом людях».

Его призвание Рена нашла не сразу. Она родилась и выросла в Баку, окончил Азербайджанский государственный институт иностранных языков и работал переводчиком. Но тяга к прекрасному заставила его в первую очередь заниматься живописью, а позже привел к фотографии. «Тогда я неустанно работал в студии, порабощенная холстом и скучными предметами, перед ним – а мне влекло знакомство с улиц и с неизвестным, контакты с людьми в непривычной местности», — вспоминает фотограф.

Камера, по словам мастера, дает определенную свободу — войти в дом незнакомых людей, задавать им вопросы, интересоваться их жизнью так, как это было бы невозможно, не профессия фотограф. «Меня притягивали портреты из личной жизни, фотографии улавливали в несколько слоев на лицах людей», — поделился Рена. Она попала в ученицы к замечательному бакинскому фотографу Анану Алескерову, который не только дал ценные советы, но и стал первым важным ценителем фотографий Рены Эффенди.

Теперь фотографиями успешной и талантливой женщины могут наблюдать такой же успешной Баку в разрезе времени. Рена признается, что ей важно сохранить в памяти людей то, как солнечный город был раньше. Так, например, на ее месте остался старый квартал-Махалля, где многие дома были снесены ждут строительства блестящих многоэтажек. Сегодня, 15 лет спустя, фотографии оживляют то переходный процесс. «Я остро почувствовала, что нужно зафиксировать эти изменения. С того времени, когда Махалля, документальная съемка исчезающего уклада жизни – основная тема моей работы», — говорит Рена.

В результате крупномасштабных проектов стала публикация двух книг с картинками, и поклонники с нетерпением ждут новостей о третьем издании. И в планах фотохудожницы она уже есть. Рена хотели бы выпустить книгу о естественной связи людей с их землей.

«Эта работа будет связана с историей, которые я засняла в маленьких деревушках по всему миру, рассказывающие о буднях людей, преданных защитить ваш дом даже в условиях, непригодных для жилья, таких как Чернобыль, например», — говорит Эффенди.

Кстати, в своих путешествиях по миру Рена довольно хорошо познакомилась и с Россией. И больше всего ее впечатлила Сибирь. Во время одной из поездки в Ленинск-Кузнецкий женщина спускалась в угольные мой около 300-400 метров под землю. Ее поразил контраст: в верхней части-чистый снег и тридцатиградусный мороз, а под землей темно и -5 градусов. Что разницу между глубокой тьмы шахт и ярким чистотой зимой показать еще нагляднее, Рена сделала портреты шахтеров, измазанных углем, на фоне сибирской зимы.

Кстати, шахтеры женщина-фотографу отнеслись без предвзятости. Просто предупредил, что использование вспышки запрещено из-за угрозы взрыва метана на мой внутри. Кстати, какие-либо гендерных различий, а именно съемке Рена не замечает, даже моя своего пола преимущество: «как правило, женщины легче проникнуть в деликатную ситуацию, поддерживать отношения с незнакомцами, особенно с семьями, где есть дети и женщины». Но вот отношение к матери фотографу уже другая. В конце концов, фотограф на месте сидеть не может, и часто должны оставлять ребенка и ехать задачу на другой конец мира. А вот это уже общество осуждает. «Трудно сделать карьеру, когда перед тобой стоит выбор: воспитывать своего ребенка или быть доступны для работы во всем мире», — говорит Рена. Тем более, что сегодня в мире не так уж дружелюбны. Эффенди, выросшей в многонациональном Азербайджане, трудно понять, как люди могут чувствовать ненависть к людям просто потому, что они другие традиции и другая вера. Ключ к толерантности во всем мире лежит, по словам фотографа, в образовании нового поколения. «Если мы будем учить своих детей, выбрать гуманность, независимо от расы, национальности, религии или каких-либо других различий в культуре или укладе жизни, возможно, будущие поколения будут более толерантными и принимающими друг друга», — говорит Рена Эффенди.

По мнению руководителя межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан Дмитрия Савельева, сама Рена немало помогает установить толерантности. В конце концов, его работы помогают лучше понять быт, культуру, национальный характер Азербайджана. «Я думаю, что это является частью того образования, которое не всегда дается за партой – но происходит в течение всей жизни, когда ты узнаешь что-то новое о своих ближайших соседях, когда видишь творения талантливых художников другого, в непосредственной близости от людей. И я действительно согласен с его мнением о том, что знание, способность видеть то, что от тебя отличается, такого же человека, как ты, поможет нам в будущем создать действительно счастливое и мирное общество, где отношения между странами и народами будут базироваться в первую очередь на уважении и взаимопонимании, как это происходит сейчас между Россией и Азербайджаном», — сказал депутат.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.